17.01.2010 - 18:43

Не урезатьКонец 2009 года ознаменовался неординарным событием, которое пока еще не успело войти в повестку украинских политиков, занятых, как известно, президентской компанией 2010 года. А произошло следующее: секцией общественных и гуманитарных наук Национальной Академией Наук Украины был опубликован национальный доклад под названием «Соціально-економічний стан України: наслідки для народу та держави»«Зеркало Недели». За комментариями относительно основных социальных итогов и прогнозов доклада мы обратились к экс-министру образования и науки, доктору педагогических наук, академику Российской академии образования, председателю партии «Справедливость» Станиславу Николаенко., выдержки из которого были опубликованы в еженедельнике

- Станислав Николаевич, публикация имеет громкий заголовок «Экономика Украины 1999—2008: потерянное десятилетие», с которой в целом согласен вице-президент НАНУ, академик Валерий Геец. Не кажется ли Вам, что бить в набат надо было гораздо раньше, а не тогда когда вся власть в стране занята выборами?

- Я глубоко убежден, что научная и образовательная элита – это те здоровые силы общества, которые всегда готовы подставить свое плечо государству, предоставить властям и гражданам научно обоснованную программу реформ, которые, к сожалению, так медленно и неуверенно идут в Украине. То, что ученые пытаются влиять на социально-экономические процессы в государстве само по себе позитивно и свидетельствует о том, что наша наука еще жива и имеет свое стратегическое видение развития Украины. Общественный совет работников образования и науки Украины (ГРОНУ), который я имею честь возглавлять, неоднократно высказывал свое видение реформ Президенту, Правительству, Верховной Раде с перечнем четких рекомендаций, скажем в образовании, науке, гуманитарной сфере, развитии спорта. Докладом НАН я в целом доволен, но как вы правильно заметили, изучать ее сейчас не кому – и Секретариат Президента, и Кабмин, и парламент сегодня превратились в политические штабы кандидатов в президенты, финансируемых олигархическими кругами, которые не заинтересованы в модернизации страны, проведении институциональных реформ, экономическом возрождении. Абсолютно верно сказано, что за 18 лет либеральных реформ Украина вышла на показатель лишь 74,1% от уровня ВВП образца 1990 года. Однако доклад содержит ряд противоречий, например, касательно заработной платы и социальных выплат. При обсуждении этих вопросов необходимо обязательно увязывать чисто экономические аспекты - с политическим и социальными, а также с процессами государственного строительства.

- Вы упомянули о противоречиях при обсуждении вопросов доходов граждан. В докладе авторы выделяют одной из проблем украинской экономики – ее чрезвычайную обремененность социальными выплатами. Так ли это?

- В рамках проведения агитационной кампании кандидата в президенты от блока левых и левоцентристских сил Петра Симоненко мы провели в каждом регионе форумы социальной безопасности, посвященные социальным проблемам, волнующим граждан: пенсиям, зарплатам, стипендиям, пособиям по безработице, льготам ликвидаторам ЧАЭС, ветеранам и детям войны и др. Общая проблема одна – обнищание население и социальная напряженность.
Авторы доклада сетуют, что доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17% в 1999 г. до 27% в 2008-м, однако брать за базу сравнения конец девяностых, когда в домах электричество отключали, а учитель получал не более 30 долл. США зарплаты, считаю некорректным. Кроме того сейчас, например, в Швеции, Германии, Франции - до 25% ВВП государство перераспределяет на все виды социальной защиты населения и еще 40-45% уходит на текущую заработную плату.

В условиях, когда Украина задекларировала курс на евроинтеграцию – сравнение необходимо делать по международным показателям, со странами -членами ЕС, в которых реализована концепция социальной рыночной экономики. Международные оценки Украины – неутешительны. Так, согласно Индекса Человеческого развития (ИЧР), рассчитываемого ПРООН, в 2008/2009 году Украина заняла 85 место среди 177 стран, ухудшив свой рейтинг за 13 лет на 31 позицию, в основном из-за низкого показателя ВВП на душу населения, который, например, в 2007 году составлял 6914 долл.США на человека, тогда как в странах Центрально и Восточной Европы и СНГ – 12185долл.США. В Европе ИЧР ниже только в Албании и Молдове. Действительно за последние 18 лет Украина «обросла» не одним десятком видов социальной помощи и льгот, которых не было в СССР, однако такая система не содействует поддержке самых бедных и нуждающихся. Последние несколько лет размер полученных льгот и субсидий для домашних хозяйств не превышал 10 гривен в месяц. Одной из причин подобных перекосов в социальной политике – отсутствие нормативно-правового обеспечения, регламентирующего единый порядок выдачи соцпомощи и льгот. Второе – это недостаточная ресурсная база, т.е. государство давало право на льготы, которые не могло обеспечить финансово. Поэтому, говоря о социальной политике государства, нужно, прежде всего, сначала ответить на вопрос: какое место занимает Украина в системе международной показателей социальной безопасности? Я считаю, что нам надо не урезать социальные выплаты, а искать дополнительные источники наполнения бюджета.

- И где их можно найти, если ВВП уменьшился за 2009 год на 1\6 ?

- Отвечу тезисно, поскольку мы разработали свою антикризисную программу левых. Во-первых, необходимо изменить политику распределения национальных доходов путем принятия законе о прогрессивной шкале налогообложения, реформирования системы оплаты труда, увеличения рентных платежей в бюджет от использования украинских недр, природных ресурсов, газовых и нефтяных месторождений. Во-вторых усилить экономическую и инвестиционную активность государства путем создания государственных инвестиционных банков, венчурных фондов, госкорпораций, к примеру в сфере зернотрейдерства, производства табака и алкогольных напитков. В-третьих, следует стимулировать малый и средний бизнес, создать им такие налоговые условия, при которых бы они не уходили в тень, а формировали бы львиную долю налоговых поступлений в бюджет.

- Вернемся к докладу. Авторы считают, что в Украине происходит гипертрофированное наращивание оплаты труда, что приводит к деформации макроэкономических пропорций ВВП и ограничивает возможности дальнейшего экономического развития страны. Вот и Кабмин отказывается платить зарплаты по новому закону о соцстандартах…

- Позвольте, но ведь простой рабочий, пенсионер не может купить хлеб и заплатить за счет по коммунальным платежам стабильностью макроэкономических пропорций. В отчете кроется явное противоречие, когда говорится о том, что повышение уровня оплаты труда в Украине является одной из самых актуальных и острых проблем на современном этапе социально-экономического развития и, в тоже время, - о деформации макроэкономических пропорций ВВП из-за ее роста. Несмотря на значительное повышение номинальной заработной платы в последние годы, имеется значительное отставание Украины от европейских стран и стран с развитой рыночной экономикой по уровню заработной платы, где минимальная зарплата составляет не менее 300 евро. В США, Британии, к примеру, заработная плата в структуре ВВП составляет 55-60%, а в Украине – 49%, т.е. мы не перегоняем, а отстаем по этому показателю. В соответствии с критериями Мирового Банка бедными считаются люди, проживающие на 4,3 долл.США в день. В Украине этому показателю соответствует около 27% населения, в глубокой бедности живут почти 15%. Таким образом, борьба с бедностью должна стать национальной программой, чтобы украинцы наконец почувствовали, что Украина – социальное государство.

Коментарі, залишені відвідувачами сайту

Поки що немає нічого.

Вибачте, коментування на разі закрито